Наставники российских императоров
8 800 555 60 54 Звонок по России бесплатный

7 августа 2023

Наставники российских императоров

1. Пётр I до конца жизни писал с ошибками

Однажды Пётр I, застав своих дочерей за уроками, со вздохом сказал: «О, если бы я в моей молодости был выучен как должно!». Получается, при всей своей любознательности великий император ощущал скудость своих познаний?

Давайте перенесёмся в детство Петра Алексеевича. С четырёх лет он начинает получать домашнее образование. Первыми учителями будущего императора становятся дьяки Никита Зотов и Афанасий Нестеров. Они обучают Петра грамоте, письму, знакомят его с историей по картинкам. Вместе они читают Часослов, Псалтырь и Евангелие. Играя с ребятами, царевич показывает сюжеты картинок: водит полки и строит крепости. Его любимые детские игрушки – ружья и луки, барабаны и знамена.

Обучение у слабо образованных дьяков сказалось на грамотности Петра: многие исследователи отмечают, что император до конца жизни писал с ошибками. Но он с лихвой компенсировал письменные навыки корабельным и плотницким мастерством, а также различными ремёслами: оружейным, столярным, кузнечным, часовым, типографским.

2. Павлу I легко давалась учёба

Серьёзная учебная подготовка Павла Петровича началась, когда его объявили наследником престола. Мать цесаревича Екатерина II приобрела для него обширную библиотеку академика Корфа, состоящую из 36 000 томов. Главным наставником Павла назначили Никиту Ивановича Панина. Он должен был приучать будущего императора к «генеральным» делам, воспитывать в нём любовь к труду и стремление прославлять отечество.

Образовательная программа отличалась насыщенностью: Павел изучал богословие, математику, историю, географию, физику, астрономию, военное и морское дело, а также музыку и танцы. Также цесаревич занимался верховой ездой и фехтованием.

Помимо этого, Павел учился держать себя в обществе: участвовал в разговорах на исторические и политические темы, старался «шутить без колкости, а чужие шутки принимать без обиды».

Современники отмечали, что Павел I был блестяще образован.

3. Александр I обучался по программе, которую составила его бабушка Екатерина II

Екатерина II решила взять воспитание и обучение наследников престола на себя. Она забрала Александра и его младшего брата Константина, чтобы подобрать педагогов, утвердить программу занятий и проконтролировать учебный процесс. В качестве главного наставника братьев императрица выбрала швейцарского генерала Фредерика Лагарпа, который был убежденным республиканцем. Цесаревичи изучали французский язык, всеобщую историю, географию, математику и право. Особое внимание Лагарп уделял философии.

Русским языком с Александром и Константином занимался поэт, попечитель Московского университета Михаил Никитич Муравьев. На уроках он читал ученикам собственные произведения, а ещё заставлял их переводить на русский язык литературные творения зарубежных авторов.

Дало ли наставничество Екатерины II над любимым внуком свои плоды? Да! Она взрастила в Александре основные качества его характера.

4. Николая I пороли в детстве

Пока Александра и Константина готовили к управлению государством, их младшие братья Николай и Михаил изучали военные дело. Они не могли претендовать на престол. Главным наставником для своих сыновей Павел I назначил директора Первого кадетского корпуса, генерал-лейтенанта Матвея Ламздорфа.

Думаете, у вас были строгие преподаватели? Значит, вы ещё не слышали про методы Ламздорфа: он порол будущего императора и его брата розгами и линейкой, щипал их и бил головой об стену.

Через много лет Николай, ставший императором, скажет: «Дядька, к нам приставленный, не умел ни руководить нашими уроками, ни внушать нам любовь к литературе и к наукам; он вечно ворчал, подчас раздражался сильнейшим гневом из-за пустяков, бранился и нередко наделял нас тычками и щипками, которых особенно много доставалось на мою долю».

5. Книги для Александра II лично подбирал Василий Жуковский

Император многим обязан своему главному наставнику, поэту Василию Жуковскому. Благодаря педагогической тактике, которую выбрал Жуковский, из цесаревича Александра вырос царь-освободитель, преобразователь и просветитель России Александр II.

Василий Андреевич воспитывал наследника как гражданина. Он стремился к тому, чтобы Александр понял своё предназначение. В обучении поэт делал упор на любовь, а не беспрекословное подчинение. Будущий император рос в атмосфере честности, благородства и в целом был воспитан гуманистически, что отразилось на его дальнейшей жизни.

Цесаревич обучался с 8 до 20 лет. Жуковский лично собрал для юноши библиотеку, а также наглядные пособия для лучшего запоминания материала.

В итоге Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться.

6. На Александра III не возлагали никаких надежд

Александр III получил традиционное для младших детей Романовых военное образование и собирался служить. А к управлению государством готовили его старшего брата Николая. Он-то и должен был взойти на престол. Но случилось горе: потенциальный император умер от болезни. Тогда роль государя перешла на следующего сына Александра.

С этого момента началось его всестороннее обучение. Главным наставником будущего императора был выбран правовед Константин Победоносцев, яркий идеалог с незаурядным умом. В будущем он вдохновит Александра на проведение контрреформ.

Учёба давалась будущему императору тяжело. Педагоги даже думали, что из Александра не получится хороший правитель.

Из воспоминаний Победоносцева узнаём: «Сегодня я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего – и бедность сведений или, лучше сказать, бедность идей удивительная».

И какого же было всеобщее удивление, когда Александр, взойдя на престол, изменился до неузнаваемости: принял на себя ответственность и прерогативы власти.

7. Николай II и учился хорошо, и шалил в меру

В воспитании своего сына Александр III пытался найти баланс между контролем и свободой. Он хотел, чтобы из Николая вырос не оранжерейный цветок, а нормальный, здоровый русский человек, приспособленный к жизни. Педагоги спрашивали наследника по всей строгости и не поощряли его лень. При этом Николаю были не чужды детские забавы: мальчик играл и иногда шалил. «Подерутся – пожалуйста. Но доказчику – первый кнут», – приказывал преподавателям Александр III.

В первую очередь будущий император прошёл классический гимназический курс: изучал историю, словесность, математику, ботанику, минералогию, зоологию и физиологию.

Затем был курс высшей школы. Николай прилежно учился, был аккуратен, выдержан, учтив и пунктуален.

Историк Вера Бокова отмечала: «Воспитывали его не столько педагоги, сколько семейные традиции и родительский пример».

Соответствующий указ 27 июня подписал Президент России Владимир Путин

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника