#VIVTfamily: руководитель юридической службы ВИВТ А. А. Воронов
8 800 555 60 54 Звонок по России бесплатный

5 июля 2023

#VIVTfamily: руководитель юридической службы ВИВТ А. А. Воронов

Сегодня мы хотим познакомить вас с Александром Алексеевичем Вороновым. Он является руководителем юридической службы ВИВТ, доктором юридических наук, кандидатом физико-математических наук, профессором, почётным работником высшего профессионального образования Российской Федерации, и просто человеком, который влюблён в юриспруденцию. Александр Алексеевич рассказал нам о своём весёлом студенчестве, профессиональном развитии и знакомстве с ВИВТ.

 

Жизненное кредо: любить Бога, людей и приносить пользу.

Профессиональное кредо: главное для юриста – честность перед самим собой и борьба с несправедливостью.

Рецепт счастья: заниматься тем, что нравится.

Любимая еда: борщ, жареная картошка.

Любимые виды спорта: футбол, бег, настольный теннис.

Хобби: книги, фотография, прогулки на природе.

 

АРТ-ВИВТ: Кем мечтали быть в детстве?

Александр Алексеевич: Сложно ответить. У меня было отличное детство. Я практически не вылазил с улицы. Было много друзей, игр, туристических походов, и, к счастью, не было интернета, смартфонов и компьютеров, от которых в маленьком возрасте вреда намного больше, чем пользы. При этом с самых ранних лет я очень любил читать, причём всё: начиная от народных сказок, классической литературы и заканчивая научными изданиями, если мог в них что-то понять. В школе легко давались литература, русский язык, история, но любимым предметом была математика, а на втором месте – физика. Любовь к точным наукам не прошла до сих пор.

 

АРТ-ВИВТ: Остались ли воспоминания о студенческих годах?

Александр Алексеевич: В далёком 1992 году после окончания школы я одновременно поступил в два вуза, причём на дневное отделение. Это сейчас подобная ситуация считается нормой и можно поступить сразу в 5 вузов, а раньше было сложно пройти конкурс даже в один, так как приходилось сдавать непростые вступительные экзамены. Из класса поступали максимум 10 %, за исключением выпускников специализированных школ. Поступил в ВГУ, на факультет ПММ на специальность «Экономическая кибернетика» и в ВГТУ на физико-технический факультет на специальность «Прикладная физика», но в итоге решил заниматься проблемами физики твёрдого тела. К тому же, я понял, что у меня не было особой тяги к программированию, а насильно заниматься тем, к чему не лежит душа – неправильно и бесполезно.

В студенческой жизни мне везло буквально с 1 сентября, когда меня назначили старостой группы, и на следующий день 100 первокурсников нашего факультета направили в село Рождественская Хава (40 км от Воронежа в Новоусманском районе) убирать картошку, как тогда было принято. Эта поездка была очень полезной, так как за 2 месяца все студенты, ранее не знавшие друг друга, перезнакомились, некоторые сдружились и к моменту начала учёбы хорошо узнали друг друга. Жизнь на съемных квартирах, в общежитиях – всё это было. 

Вообще Воронеж того времени был не тот, что сегодня. Конечно, не было больших торговых центров, ресторанов и огромного количества машин, но повсеместно ходили трамваи, троллейбусы, автобусы. Добраться из одного конца города в другой можно было быстро и без проблем.

Студенческие годы, как у большинства из нас – это лучшие годы жизни, когда вы молоды, родители здоровы, бабушки и дедушки живы, нет особых жизненных проблем. Голова забита учёбой, спортом, встречами с друзьями, дискотеками и многими другими вещами, волнующими каждого студента.

 

АРТ-ВИВТ: Как Вы пришли в науку?

Александр Алексеевич: Чётких планов заниматься именно наукой изначально не было, хотя эта сфера мне нравилась больше, чем обычная трудовая деятельность (производство, оказание услуг). Я с отличием окончил вуз, а в то время было правило, что отличников выпускающая кафедра рекомендовала к поступлению в аспирантуру. Из моей группы численностью 14 человек в аспирантуру поступили 9, из них двое стали кандидатами технических наук, а 7 – физико-математических.  

Учёба в очной аспирантуре попала на очень сложный период в жизни страны (это время показано в фильме «Брат»): был расцвет криминала и бандитизма, случился дефолт, деньги полностью обесценились, люди практически не получали зарплату и выживали, как могли. И при этом студенты и аспиранты не болтались по улицам, а учились.

По окончании аспирантуры в 2000 г. в специально созданном для разовой защиты диссертационном совете ВГТУ я успешно защитил кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам. Как оказалось, был последним в России, кто защитился по специальности 01.04.07 «Физика твёрдого тела». Её название изменилось буквально через несколько дней.

 

АРТ-ВИВТ: Расскажите, когда и по какой причине Вы пришли в юриспруденцию?

Александр Алексеевич: В юриспруденцию я по нынешним меркам пришёл достаточно поздно, в 25 лет, после окончания юридического факультета. Причём сначала выбор моей профессии склонялся в сторону учёного-исследователя в области физики и математики. Не хочу сказать, что полученные знания в области точных наук мне не пригодились. Я научился логически мыслить, что немаловажно в профессии юриста. Кстати, случаи перехода от физика-математика к юристу зафиксированы в истории. Например, это известные учёные А. Р. Белкин, Г. А. Тосунян. Противоположных же случаев, когда юрист становился физиком или математиком, к сожалению, не могу припомнить.

Несмотря на то, что я изначально не имел отношения к юриспруденции, мне пригодился опыт проведения исследований в области точных наук, а приход в адвокатуру подсказал, в каком направлении двигаться. Буквально все мои первые публикации основывались на конкретных юридических делах. Это было время реформ, изменений законодательства и наработки практики, что позволяло мне много дискутировать и обосновывать собственное мнение. В итоге докторскую диссертацию по юридическим наукам (специальность 12.00.11 «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура») я подготовил за 4-5 лет. К счастью, приехав в Москву, судьба свела меня с замечательными людьми, настоящими профессионалами, которые не просто приняли меня, но и помогли мне скорректировать мою работу, которая была успешно защищена в 2008 году.

Сегодня любому юристу, адвокату достаточно сложно отстаивать права своих доверителей и очень часто, когда специалист делает всё возможное, результат может быть плачевным. Это, конечно же, выливается и в переживания, и в утрату веры в справедливость. И хотя внутренне ты понимаешь, что дело не в тебе, а в системе, легче от этого не становится. Порой доходит даже до разочарования в профессии, но идёт время, появляются новые вопросы, и ты снова берёшься за работу. И когда видишь результат, начинаешь испытывать чувство гордости за свою деятельность.

 

АРТ-ВИВТ: В последнее время отечественное образование и наука переживают в организационном плане значительное количество реформ. Как Вы оцениваете эти реформы? В чём их позитивные свойства и негативные черты?

Александр Алексеевич: Реформа образования назрела уже давно. Хорошо, что теперь вся основная нормативная база сформирована в едином законе. Мне бы хотелось выделить некоторые проблемы в современной системе образования, которые, с моей точки зрения, давно должны быть устранены:

  • наличие ЕГЭ, который уже много лет мешает нашим школьникам логически мыслить, развивать творческие способности;
  • чрезмерно сильная загруженность педагогов и научных работников бумажной работой (отчёты, планы и т. д.), после которой нет ни желания, ни времени на «настоящую работу»;
  • постоянные изменения в законодательстве, как регулирующем, так и связанном с образовательной деятельностью в части контроля, надзора, проверок со стороны органов СЭС, трудовой инспекции, пожарных и других многочисленных органов. Возникает ощущение, что, по мнению либералов-управленцев, нашим образовательным организациям больше нечем заняться, кроме как готовиться к проверкам.

Ну и, конечно же, низкий социальный статус педагогических работников. Я уже не говорю о доходах рядовых школьных учителей. Недопустимо, чтобы заработная плата профессора права была в 5-10 раз меньше заработной платы судьи, а зарплата директора школы была в 5-7 раз больше зарплаты учителя в этой же школе.

Реформы коснулись и науки. Изменилась номенклатура научных специальностей по укрупнённым группам, к чему я отношусь резко отрицательно. К содержанию научных работ предъявляются повышенные требования, ведётся проверка на антиплагиат, работы размещаются в электронных системах образовательных организаций. В этой части хотелось бы обратить внимание на усложнение процедуры защиты диссертаций, которая тесным образом оказалась связанной с резким сокращением числа диссертационных советов. Фактически данные советы остались в крупных вузах, иные либо приостановили работу, либо вовсе закрылись. Здесь я вижу не только какое-то нежелание администрации открывать новые диссертационные советы, но и попросту отсутствие настоящих учёных.  

К позитивным изменениям в системе образования хочу отметить только начало реформирования, озвученное в Послании Президента России Федеральному Собранию России 21 февраля 2023 года. Надеюсь, что попытка переосмыслить произошедшее и перейти к формированию настоящей, эффективной образовательной системы с учётом реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов приведёт к положительному результату.

 

АРТ-ВИВТ: Вы и ВИВТ. Как это случилось?

Александр Алексеевич: Знакомство произошло случайно. В 2001 году, когда я проходил мимо дома по адресу ул. Фридриха Энгельса 60, где тогда находился головной «офис» ВИВТ, увидел рекламу, что вуз готовит специалистов в области защиты информации. Зашёл в помещение и, познакомившись с молодым ректором Игорем Яковлевичем Львовичем, предложил ему прочитать курс лекций студентам-технарям по правовой безопасности и защите прав интеллектуальной собственности. Практически сразу получил согласие. К слову, именно знакомство с Игорем Яковлевичем и его внимательное отношение к условиям организации работы, а именно поддержка личностной свободы и инициативности, в большинстве своём определили мою дальнейшую связь с ВИВТ.

В работе особенно запомнилось то, что в ту недалёкую пору все вопросы решались быстро и чётко. В коллективе всегда была дружеская атмосфера. Результат этой работы мы можем наблюдать сегодня.

В дальнейшем моя педагогическая деятельность переросла в оказание правовой поддержки институту, чем я до сих пор и занимаюсь.

 

АРТ-ВИВТ: Чтобы Вы хотели изменить в организации и деятельности ВИВТ?

Александр Алексеевич: Конечно, хотелось бы, чтобы все были молодыми и здоровыми. А что касается непосредственно практических вопросов, то успешность их разрешения зависит от грамотного подбора кадрового состава, профессионализма всех сотрудников  института, когда каждый заинтересован в конечном результате, а не стремится имитировать бурную деятельность. Все должны понимать, что каждый на виду, как у ректора, так и всего коллектива. Как говорится, все всё видят, и поэтому не всегда многое понимают.

 

АРТ-ВИВТ: Как Вы думаете, есть ли у вас недостатки?

Александр Алексеевич: Думаю, что я, как и любой живой человек, имею недостатки. Наверное, к числу основных из них относится чрезмерное правдолюбие и стремление доказать другим то, с чем они не согласны. Именно последний фактор является самым неприятным – никто не любит правду. Доказать её сложно, а вот недоброжелателей на этой почве нажить легко.

АРТ-ВИВТ: Что повлияло на Вас, как на профессионала?

Александр Алексеевич: Сложно ответить, но, наверное, какое-то внутреннее желание постоянно учиться, читать, а самое главное – поддержка учителей. К счастью, меня всегда окружали грамотные педагоги, специалисты высшей пробы: и в физике, и в математике, и в адвокатуре, и в юриспруденции. Я очень благодарен им за помощь и умение подсказать правильное решение в нужный момент.

 

АРТ-ВИВТ: Что для Вас самое важное в жизни?

Александр Алексеевич: Стремление сделать что-то полезное для людей, своей страны, а также любовь и поддержка со стороны родных и близких.

 

АРТ-ВИВТ: И, наконец, последнее. Что Вы пожелаете нашей газете?

Александр Алексеевич: Считаю, что газета «ВИВаТ!» перестала быть газетой как таковой. Со временем она превратилась в полноценный солидный журнал, выполненный на хорошей бумаге, с красивым оформлением и актуальной информацией. Уверен, что на конкурсе студенческих изданий газета заняла бы призовое место.

Материалы, которые содержатся в «ВИВаТ!», не только описывают наиболее интересные аспекты студенческой, образовательной и научной жизни, но и являются своеобразным путеводителем по истории и развитию института. Комплексный подход к подготовке текстов позволяет с удовольствием читать газету как студентам и преподавателям, так и людям, не имеющим отношение к ВИВТ. Надеюсь, что та высокая планка качества журнального материала, которая была задана, будет только повышаться. От себя лично хотелось бы поблагодарить редакцию и пожелать всем здоровья и успехов, интересных авторов, благодарных читателей и, как следствие, творческого долголетия и новых форм общения с аудиторией.

Александр Алексеевич Воронов

руководитель юридической службы ВИВТ